Введение. Используя огромный видео материал о современной жизни в Италии из официальных линий интернета, прежде всего Facebook и Twitter, автор пришла к выводу, что социальное пространство современной Италии очень сильно пропитано концертами на открытом воздухе в различном вокальном и инструментальном исполнении. Мелодичность и ритмика этого «моря» музыки, покрывающего страну, очень притягательны, и можно заметить по людям, и слушающим и проходящим мимо, положительный психологический эффект, который автор бы определила как «социальная эстетика». Музыка занимает важное место в современной социальной политике Италии. И очень заметно, что музыка на открытом воздухе –сильный рычаг развития итальянской культуры. Историки культуры, конечно, помнят бродячих музыкантов средневековья. Однако современное исполнительство вне помещений и концертных залов предстаёт в качественно новом плане: исполнительское искусство ушло далеко вперёд, конструкция самих музыкальных инструментов значительно усовершенствовалась, создание музыкальной ткани имеет несравненно огромное количество гармонических и ритмических структур, композиционных приёмов; пройдя такой большой исторический путь, значительно расширилось образное восприятие жизни и природы как у слушателей, так и создателей музыки, и самое главное по сравнению с «зарёй» средневекового исполнительства на открытом воздухе изменились социально-культурные потребности. Автор статьи глубоко знает теоретически и частично практически (фортепианное исполнительство) экологическую тематику русской, больше классической, музыки. Это тоже сделало вклад в выбор темы настоящей статьи. И если возвратиться к творчеству М.И. Глинки, считающегося «отцом русской классической музыки в основных векторах её дальнейшего развития», то нужно отметить, что М.И. Глинка тщательно разрабатывал фортепианную фактуру всех своих произведений, будь то виртуозные фантазии и вариации или несложный аккомпанемент к романсам. Эта, в некотором роде особая, роль фортепиано сохраняется в творчестве русских композиторов и по сей день, а русская фортепианная школа по праву считается одной из сильнейших в мире. Поэтому автор статьи выбрала именно современную фортепианную музыку Италии для проявления её экологического содержания[1].
Цель исследования. Цель проведённого исследования заключалась в том, чтобы найти новые гуманизирующие векторы социального сознания в культурной политике современной Италии, и автора очень заинтересовало активное обращение итальянской социальной психологии к музыке. Конечно, история музыкальной культуры Италии очень насыщена различными яркими событиями, которые широко распространялись по охвату многих стран. Однако автор поставила задачу проявить новые социально-психологические резервы пространства музыки в Италии: новые формы исполнительства, новые тематические линии в композициях, изменения в композиции и повышение роли импровизационной музыки вследствие социального ускорения, новые формы социального поведения на фоне звучащей музыки и другие положительные социально-культурные последствия, которые вызывают к жизни современные итальянские музыканты[2-7]. Чтобы сделать более чёткие выводы и мотивируясь родством русской и итальянской музыки, автор выбрала фортепианную музыку, которую она может видеть глубже в связи с определённым уровнем практической компетентности в фортепианном исполнительстве. Главный вопрос исследования заключался в том, чтобы понять, как быстро меняющаяся социальная среда ставит новые задачи творчеству музыкантов, и как музыканты стремятся «совершенствовать» социальную среду.
Материал и методы исследования. Почвой для проведения интереснейшего и исключительно полезного с социально-психологической точки зрения исследования было огромное итальянское исполнительское пространство фортепианной музыки и с сопровождениями больших или малых оркестров, а также разными инструментами. Но более, все же автор использовала материал чисто фортепианной музыки. Автор чётко увидела фокусирующую роль фортепиано в динамично развивающейся музыке Италии. И тут важно отметить два полюса, постоянно идущих в противоположных направления друг от друга, и вследствие этого музыкальное пространство активно обновляется с новыми привлекательными художественными качествами. Одни композиторы совершенствованием фортепианной техники и туше привносят новое звучание фортепиано. Яркий пример этого полюса– композиторская, вирутозно-исполнительская музыка широко известного в Италии пианиста Паоло Дзанарелла [2]. Его фортепиано иногда звучит как оркестр! Как яркий пример другого полюса современного музыкального пространства Италии модно привести исполнительское искусство Роберто Каччапалья [5], который даже пробует соединить звуки фортепиано с электронной музыкой. Ливио Минафра [7]можно справедливо назвать «великим экспериментатором фортепианного звука»! Он создаёт музыкальную ткань не обязательно с музыкальными инструментами, но также привлекает эстетические шумовые эффекты. Возможность для выхода на такое, даже можно сказать бесконечное пространство исполнительства, была дана активацией он-лайн информационных коммуникаций, в том числе и по тематике искусства, вследствие пандемических ограничений в общении людей. Таким образом, открывшаяся от фортепианного исполнительства музыкальная ткань современных композиторов Италии представляет мир в новых звуковых красках, этим самым открываются как бы нереализованные резервы глубинной красоты мира!
Результаты исследования и их обсуждение. Первое, что было замечено автором в наложении современной итальянской музыки на окружающее пространство, это отсутствие строго названия музыкальных композиций, хотя у исполнителей, они безусловно рождались их собственным образным содержанием в восприятии. Это, конечно, черта всего современного искусства – включать реципиента в творчество- и в живописи, и в скульптуре, и архитектуре…Названия композиций или дают возможность для их тематического и образного развития в ином спектре, чем создатель, или позволяют продолжать линию видения мира композитором. Итальянский пианист-импровизатор Паоло Дзанарелла вообще не даёт названий своим композициям, однако мелодическая чёткость его произведений рождает (внутренняя философия композитора) и чёткость мыслительной обработки его музыки при слушании. Итальянские композиторы фортепианной музыки так структурируют пространство: 1) «активное пространство», где собирается довольно много людей, и естественно им нужно выбирать разные векторы сопровождения своего поведения (это разнообразие очень ярко видно в отзывах слушателей; их легко отследить в Facebook, Twitter, You tube и т.д., наблюдая слушающих, автор статьи заметила, что на таких «открытых» концертах почти никто «не выпадает» из восприятии слышимой музыки; 2) сопровождение различных событий, где вектор тематической направленности музыки выступает ярче (например, концерты Р. Каччапалья на празднике в Милане, концерт П. Дзанарелла с театральными коллективами, или адhесно направленный творчеству Дж. Родари, джазовый фестиваль Ливио Минафра); 3) концерты как экологические акции (например, Людовико Эйнауди); 4) концерты solo на фоне прекрасных природных пейзажей (например, концерты П. Дзанарелла, А. Мартире на фоне известных в Италии горных пейзажей); 5) концерты на фоне исторических мест в Италии, они воспринимаются как призыв сохранить историческое наследие Италии (концерты П. Дзанарелла в Риме, Милане; концерты Р. Каччапалья на исторических аренах); 6) концерты в местах традиционно не предназначенных для концертного исполнительства (например, гостевой концерт П. Дзанарелла у фермера); 7) концерты с прекрасным экспериментированием звуком (например, у Ливио Минафра, одна из его композиций имитирует звучание воды–мелодические линии так привлекают), которые развивают звуковое эстетическое чувство человека–как бы доказывают, что современные музыкальные инструменты не исчерпали звуковую подачу окружающего мира в прекрасных и оригинальных тонах; 8) сочетание музыки с массовым танцеванием (праздник в Милане) или на фоне балетных композиций (представление 70 балетных школ Италии в Венеции)–музыка передаёт и вызывает эстетизированные движения; 9) музыка итальянских композиторов охватывает почвенные, водные и атмосферные пространства(много концертов или на судах или на плотах, например, А. Мартире, Л. Эйнауди, П. Дзанарелла; атмосферные композиции Л. Эйнауди, концерты в подвесном положении П. Дзанарелла); 10) концерты композиторов почти всегда имеют неожиданные оригинальные черты организации, с психологической точки зрения это очень полезно, попросить человека вспомнить о том, а здесь именно восхищение природой, о чём нужно помнить всегда; 11) музыкальное пространство, создаваемое выбранными для анализа итальянскими композиторами, всегда открыто для изучения громадной сферы отзывов и откликов восприятия музыки–это и доказывает значимость развития современной музыкальной культуры Италии.
Особо хочется выделить внимание итальянских композиторов фортепианной музыки к тишине. Роберто Каччапалья свой концерт на огромной открытой сцене Вероны посвятил тишине. Очень важно, что итальянская фортепианная музыка может вызывать медитационное душевное успокоение. Это композиции и П. Дзанарелла, и Р. Каччапалья, и Ф. Патерлини, и Л. Эйнауди, и А. Мартире. Это очень важный с точки зрения социальной психологии вектор воздействия на душевное состояние человека. Р. Каччапалья дал один из своих концертов на большой открытой арене, но без зрителей. Получилось очень оригинально–будто пианист восходил к высшим красотам музыки, или спускал гармонические лучи своей музыки на землю.
Музыкальное творчество итальянских композиторов фортепиано связана со всеми четырьмя природными стихиями, которые осознавались человеком ещё в глубокой древности: вода, земля, воздух и огонь. Вода имеет многообразное воплощение в образном мышлении композиторов, в основном, в образе моря. Ведь Италия морская держава! Итальянские пианисты-композиторы любят устраивать концерты на водных пространствах. Гордостью музыкальной культуры является концерт П. Дзанарелла по Гранд каналу в Венеции. Но любовь к концертированию на воде выводит композиторов и за пределы Италии. Например, Алессандро Мартире давал концерт на плоту на озере Швейцарии. Ещё любимое место для концертов– на фоне фонтанов. Поверхность земли, выбираемая для концертов, представлена тоже в большом разнообразии мест-концертных площадок, импровизированных и специально предназначенных для выступления. Это и памятные исторические места, и открытые залы, и сельскохозяйственные поля, парки, места города с красивым дизайном озеленения, просто улицы городов, площадки у кафе и ресторанов. Причём концерты не всегда ждут хорошей солнечной погоды. Если идёт дождь, это не останавливает П. Дзанареллу найти место с укрытием и играть прохожим с зонтиками. А Л. Эйнауди играл на льдине, представляя сво` участие в акции сохранения чистоты природы.
Атмосферное пространство итальянские композиторы фортепианной музыки тоже эстетизируют прекрасными мелодиями. П. Дзанарелла имеет большое пристрастие играть на подвешенной платформе, либо над лагуной в Венеции, либо в городских пространствах(Comune di San Giorgio delle Pertiche). Безусловно, очаровательно музыкальное обращение к воздушному пространству Людовико Эйнауди!
Ну и четвёртная природная стихия–в древнем понимании как огонь– представлена в прекрасных иллюминациях, сопровождающих концерты композиторов-пианистов. Это концерты в огромных концертных залах в Италии, и за рубежом Л. Эйнауди. Концерты Р. Каччапалья на празднике в Милане. Причём сопровождающие иллюминации очень масштабны и «пропитываются» музыкальным звуком.
Свежие впечатления автора статьи после концерта всемирно известного итальянского композитора и пианиста Людовико Эйнауди 25 сентября 2021 года в Крокус сити холл, однако это впечатления поддерживается и опытом слушания других итальянских композиторов-пианистов, привели к выводу, что современную фортепианную музыку итальянского авторства (имеются в виду композиторы Италии в данной статье) можно определить как спектральную и тембровую со значительно расширенным диапазоном музыкального звука за счёт обертоновых инноваций и совершенствования техники туше. Приоритет медленного темпа в сочинениях работает на горизонтальное расширение вариативности музыкального звука. Этот инновационный фактор фортепианной музыкальной композиции соединяется с названием статьи–«Музыкальная экология Италии»: «безпредметное тело природы» «вынимается» из глубин экосистемы фортепианным искусством исполнения и формами композиции. Слушая современную музыку итальянских композиторов фортепиано, человек открывает как бы новые векторы её восприятия. Это обновление в восприятии музыкальной ткани оказывает благотворное влияние на повышение ценностного отношения к окружающему миру, ведёт к дальнейшему её познанию и на духовном уровне. Будучи приверженцем античной философии, автор статьи духовную ауру современной итальянской музыки связывает с античным понятием «noos»(греч.) и «logos»(греч.), только, безусловно на современной почве культуры, прошедшей такой длительный путь цивилизационного развития.
Выводы и заключение.
Всегда традиционно связываемая знаменитость культуры Италии с качеством пения, их изумительными вокальными способностями, что уже стало восприниматься как этническое качество итальянцев[8], развитие современной инструментальной музыки, показанной в настоящей статье на примере фортепиано, поднимает до такой же итальянской уникальности исполнительство на музыкальных инструментах и искусство танца. Музыка взяла такую силу, что тянет за собой другие виды искусства к высотам красоты. Этот вывод автора, как ясно видно, связан с извечной проблемой диалога предметного и духовного уровня развития культуры. Существует совершенно различные точки зрения. Одни отдают приоритет более материальным формам культуры, а другие считают духовное, ментально-образное содержание форм культуры ведущим фактором развития культуры. В показе современной, более, фортепианной, музыки Италии такое противостояние обеих точек зрения на развитие культуры теряет как бы регидное противостояние. Что такое звук? В том числе и фортепианный. Это колебательный процесс. Обратимся к современной волновой физике. На самом высшем уровне из колебательных процессов рождаются предметы, только в сильной степени концентрации. «Атомы такие, как они есть, потому, что они построены из определенных типов волн и сами тоже являются волнами. По
сравнению со всем, что у нас было раньше, это – страна чудес.»[9]. Волны — это самое распространённое явление. Физические колебания, звук, свет, радио и рентген, волны вероятности в квантовой механике, гравитационные волны в теории относительности — физика практически состоит из волн. У русского композитора М.И. Глинки есть романс на слова А. Пушкина «Ночной зефир»(у А.С. Пушкина «Ночной зефир струит эфир»). Содержание стихотворения говорит о том, что наше пространство насыщено волновыми явлениями. И в этом его поэзия! В новой интерпретации квантовой механики предметная механика вообще исчезает. Элементарные частицы существуют внеопределённости, в одновременном наложении нескольких возможных состояний, которое описывается их волновой функцией. Это один из самых странных парадоксов физики— как будто нечто внешнее «решает», что именно мы увидим, наблюдая мир, и «показывает» его нам под определённым углом. Квантовая физика ставит вопрос: «Реален ли наш мир?» Американский физик Чарльз Себенс выдвинул идею «множества взаимодействующих миров»[10]. Учёный так объяснял квантовые странности: частица не может иметь одновременно и определённый импульс, и положение в пространстве не потому, что ей«не позволяет» волновая функция или принцип неопределённости Гейзенберга, а потому, что соседние миры стремятся «оттолкнуться» друг от друга, чтобы не оказаться в одинаковых состояниях.» Может это и объясняет стремление итальянских композиторов в атмосферу всё выше и выше?
Поскольку статья всё же посвящена культуре, как основе развития социальности, то обратимся немного к истории культуры. В средние века Филипп Аурелиус Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм), Король Алхимиков и Герметических Философов, положил начало оккультной пневматологии[11]. Этой же ветвью философии занимался русский философ Павел Флоренский. В средневековом фольклоре были так называемые «духи воздуха»–«сильфы», эти мифические существа олицетворяли стихию воздуха (у мало известного немецкого композитора Бургмюллера есть такая пьеса). Согласно Парацельсу четыре стихии– земля, вода, воздух и огонь–стремятся к гармонии. Поэтому стремление итальянских композиторов распространять музыку на все «стихии» природы идёт из древности, но в обновлённом формате.
В заключение хочется сделать ещё один важный вывод о современном развитии музыкальной культуры в Италии, и культуры в целом. В инновационных технологиях итальянские творцы культуры никогда не разрывают с истоком прошлых достижений и высот, и именно это уважение к красотам прошлого даёт им силы творить прекрасное новое настоящее.
Библиографическая ссылка
Тинякова Е.А. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ ИТАЛИИ // Научное обозрение. Социологические науки. – 2021. – № 1. ;URL: https://science-sociology.ru/ru/article/view?id=70 (дата обращения: 23.11.2024).