Научный журнал
Научное обозрение. Социологические науки

COVID-19: ТАК ЛИ НЕОБХОДИМЫ ПРИНЯТЫЕ МЕРЫ И КАКИЕ ВОЗМОЖНЫ ПОТЕРИ?

Щетинина И.В. 1, 2
1 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
2 Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства ФГБУН «Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий» РАН
В статье отмечены разные подходы к возникшей в мире ситуации, связанной с пандемией коронавируса COVID-19. В результате таких расхождений во мнении в социуме складывается неоднозначное отношение к принятым руководством страны мерам и к необходимости их выполнения в части, связанной с определенным временным ограничением личной свободы граждан. Исходя из этого, необходимо проанализировать фактически складывающуюся и потенциально возможную социальную и экономическую ситуацию в стране и в мире. В статье определены тенденции развития пандемии, увеличения числа инфицированных коронавирусом и количества летальных исходов. Автором проведены расчеты возможных потерь населения в случае отсутствия необходимых противоэпидемических мероприятий. Проанализированы фактические и возможные экономические потери и дополнительные затраты мирового сообщества, связанные с коронавирусом. Отмечено, что кроме социальных и экономических потерь, возникли потери в сфере культуры, спорта, репутации бизнеструктур и другие. Отсюда сделаны выводы о том, что принятые руководством страны меры по сдерживанию распространения коронавируса нельзя считать избыточными. Для того, чтобы минимизировать возможные потери от пандемии, необходимо строгое выполнение противоэпидемических и иных ограничительных мер, принятых руководством всех стран, включая Россию.
covid-19
коронавирус
пандемия
ограничительные меры
социальные и экономические потери
1. COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики / Правительство России ?Электронный ресурс?. URL: http://government.ru/rugovclassifier/883/events/ (дата обращения: 06.05.2020).
2. Коронавирус и антикризисные меры (обновляется ежедневно) // КонсультантПлюс ?Электронный ресурс?. URL: http://www.consultant.ru/news/58/ (дата обращения: 06.05.2020).
3. Щетинина И.В. Государственные ограничительные меры в условиях пандемии и их социально-экономические последствия // ЭКО. 2020. № 5. С. 156-174. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2020-5-156-174.
4. Актуальная эпидемическая ситуация в России и мире / Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РОСПОТРЕБ-НАДЗОРА ?Электронный ресурс?. URL: https://rospotrebnadzor.ru/region/korono_virus/epid.php (дата обращения: 06.05.2020).
5. Coronavirus (Covid-19) // Коронавирус. Информация о коронавирусе ?Электронный ресурс?. URL: https://coronavirus-monitor.ru/ (дата обращения: 07.05.2020).
6. Россия и страны мира. 2018: Стат. сб./ Росстат. M., 2018. 375 c.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. / Росстат. М., 2019. 1204 с.
8. Роспотребнадзор уточнил возраст заболевших и правила ношения маски // Вести.Ru ?Электронный ресурс?. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3254318 (дата обращения: 08.04.2020).
9. ЮНКТАД: эпидемия коронавируса лишь в феврале привела к экономическим потерям в размере 50 млрд долларов // Новости ООН ?Электронный ресурс?. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/03/1373731 (дата обращения: 11.03.2020).
10. Гасюк А. Эпидемия увольнений // Российская газета. 23 марта 2020 г.
11. A UN framework for the immediate socio-economic response to COVID-19 // Рамочный доклад ООН о Ковид-19, апрель 2020 ?Электронный ресурс?. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/un_framework_report_on_covid-19.pdf (дата обращения: 06.05.2020).
12. Эпидемия вируса COVID-19 может привести к рецессии // Новости ООН ?Электронный ресурс?. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/03/1374011 (дата обращения: 08.04.2020).
13. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 06.05.2020).
14. Каледина А. Как карантин ляжет: общий ущерб от пандемии может составить почти 18 трлн // Известия. 16 апреля 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1000399/anna-kaledina/kak-karantin-liazhet-obshchii-ushcherb-ot-pandemii-mozhet-sostavit-pochti 18-trln (дата обращения: 16.04.2020).
15. Щетинина И. Борьба с COVID-19: избыточные меры или объективная необходимость? // Красная весна. 2020. № 372 [Электронный ресурс]. URL: https://rossaprimavera.ru/article/6ea30880 (дата обращения: 06.05.2020).

В России, как и во многих странах мира, сложилась непростая социально-экономическая ситуация в результате появления нового коронавируса COVID-19. Это потребовало от руководства страны принятия комплекса мер по предотвращению и ликвидации эпидемиологических, социальных, экономических и других проблем [1, 2]. Однако не все члены общества согласны с принятыми мерами и некоторым ограничением личной свободы граждан. В связи с указанным целесообразно оценить необходимость принятых мер и возможные потери при их отсутствии.

Материал и методы исследования

В ходе проведения исследований использованы количественные и качественные методы, имеющие как общенаучный характер (диалектические методы познания); так и методы, применяемые в социологических и экономических исследованиях: статистические, STEP- и SWOT-анализ, опрос, обобщение, исторической аналогии и другие для оценки тенденций и вероятных социальных и экономических последствий пандемии при разных вариантах развития.

Результаты исследования и их обсуждение

Во многих странах, в том числе в нашей стране существуют противоположные точки зрения на ограничительные меры, принятые государством в связи с пандемией. Определенная часть населения считает, что эта проблема надуманная, и вирус не страшнее обычного ОРВИ (ОРЗ) или сезонного гриппа. До недавнего времени так считали и некоторые ученые-медики, политические деятели и даже руководители государств (США, Италии, Великобритании, Белоруссии и др.). Свое мнение они публично высказывали в СМИ, формируя общественное мнение. В результате значительная часть общества не понимала, зачем государству принимать жесткие меры, которые, по их мнению, ничем не оправданы. И таких людей, судя по различным опросам, в среднем от 20 до 30 %. По расчетам других экспертов, в том числе ООН, если не принимать меры, то от COVID-19 и сопутствующих заболеваний могут умереть до 65 млн человек и более, так как он содержит в себе не один десяток штаммов разных вирусов, имеет высокую вирулентность и вызывает тяжелые системные осложнения организма [3].

Такие различия во мнениях можно считать оправданными, так как в начале января 2020 года, когда руководство Китая объявило о появлении нового коронавируса в городе Ухань, многим казалось, что именно позитивный вариант развития событий наиболее вероятен – в городе было 400 инфицированных, из них 9 с летальным исходом.

Однако через непродолжительное время в январе – феврале того же года только в одном городе Ухань ежедневно фиксировали уже тысячи заболевших, из них выздоравливало и умирало равное количество человек, а вирус начал распространяться за пределы КНР, охватывая страну за страной. Но и тогда, после объявленной ВОЗ пандемии 11 марта 2020 г., некоторые аналитики считали, что ситуация не настолько опасна, так как в мире заболевших COVID-19 в пределах 119 тыс., из них летальных исходов – чуть более 4 тыс., и в среднем заболевало 200–300 человек в день. Однако количество заболевших во всех странах стало резко расти, и при всех принятых противоэпидемических мерах в сутки стало погибать до 4 тыс. человек, то есть только за 3 недели марта рост составил в среднем до 20 раз [4].

Ситуация усугубилась в апреле 2020 г. Пандемия охватила 95 % стран. Особенно тяжелое положение сложилось в США, Италии, Испании и других странах, в которых ранее руководство не придавало серьезного значения опасности нового коронавируса и не вводило строгих ограничительных мер. Противники жестких мер приводили пример Белоруссии, где не были закрыты границы, и Швеции, где были приняты очень лояльные ограничительные меры. Но уже в апреле это обернулось в указанных странах также резким ростом числа инфицированных и летальных исходов. В Белоруссии к маю 2020 г. число инфицированных достигло 0,2 % от численности населения, в отличие, например, от России, где количество зараженных на тот же период составило 0,11 % (табл. 1) [4–6].

Таблица 1. – Количество инфицированных и летальных исходов в некоторых странах

Наименование

Численность населения, млн чел.

Количество выявленных заражений на 06.05.2020

Летальный исход

на 06.05.2020

тыс. чел.

% от численности населения

чел.

% от числа зараженных

США

325,7

1243,5

0,38

72828

5,86

Великобритания

65,8

201,1

0,31

30076

14,96

Италия

60,6

214,5

0,35

29684

13,84

Испания

46,5

253,7

0,55

25857

10,19

Франция

64,9

170,6

0,26

25531

14,97

Германия

82,5

167,4

0,20

6993

4,18

Швеция

9,9

23,9

0,24

2941

12,31

Россия

146,8

166,1

0,11

1540

0,93

 

В результате количество инфицированных в мире, даже после введения ограничительных мер, продолжало расти (рис. 1). За сутки число выявленных заболеваний увеличилось в мире от 4–6 тысяч в начале апреля до более 70–90 тысяч в сутки в конце апреля – начале мая. Причем это были только выявленные инфицированные лица, а поскольку тотального тестирования не проводилось, то, по словам врачей-вирусологов, их количество реально могло быть больше от 10 до 50 раз.

Рис. 1. Динамика подтвержденной зараженности обследованного населения планеты и летальных исходов, тыс. чел.

В отличие от обычного сезонного гриппа со смертностью 1,5–2 % от числа заболевших, смертность от COVID-19 в Великобритании, Нидерландах, Иране, Испании, Италии, США, Франции, Швеции и ряде других стран достигла от 6 до почти 15 % (рис. 2) [4, 5]. По словам американских, итальянских и некоторых российских врачей и историков, такая ситуация напоминала «испанку» начала ХХ века, когда при том уровне медицины было заражено по разным данным, примерно, 500-600 млн человек со смертностью от 40 млн до 100 млн чел. Поэтому понятна обеспокоенность мирового сообщества, и можно считать вполне оправданными жесткие меры, принятые руководством многих стран.

Рис. 2. Количество летальных исходов и их доля в численности зараженных в некоторых странах по состоянию на 06.05.2020.

В России ситуация развивалась точно так же как и в других странах, но с некоторой отсрочкой во времени, так как руководством страны были приняты упреждающие меры. Но несмотря на это, если в первые дни марта были единичные случаи заболеваний COVID-19, то к концу марта, по данным Роспотребнадзора, за сутки прирост заболевших уже составил сотни человек – до 400-500 чел., с 07.04.2020 – превысил 1 тыс. человек, а в начале мая отмечалось стабильное превышение 10–11 тыс. инфицированных за сутки, и общее их количество 07.05.2020 достигло 177,3 тыс. человек.

Сложность ситуации заключается также в том, что при таком количестве одновременно заболевших людей невозможно помочь каждому человеку. По данным Росстата, на 10 тыс. человек в России приходится в среднем 80 коек всех видов [7]. Специализированных коек для тяжелых больных – не более 6 на 100 тыс. населения. Причем, если COVID-19 поражает в основном лиц старшего возраста и часто с летальным исходом, то, по данным главы Роспотребнадзора А. Поповой [8], до 80 % инфицированных – это лица наиболее активного работоспособного возраста от 18 до 60 лет. Но при этом от 20 до 49 % людей молодого и среднего возраста имеют скрытое течение болезни. Однако они являются носителями вируса и потенциально опасны для людей старшей возрастной группы. В этом случае отсутствие мер самоизоляции и других ограничений может привести к еще большему росту тяжелых и летальных исходов.

В Китае принятые жесткие меры позволили снизить смертность от Covid-19 до 4–5 % от числа заболевших и уменьшить скорость распространения коронавируса только за январь – март более чем в 50 раз. К концу марта КНР практически удалось справиться с эпидемией, и хотя на территории страны инфицированные еще остаются, но их прирост и смертность минимальны по сравнению с предыдущим периодом и со многими странами.

Если рассматривать, помимо социальных, экономические потери от COVID-19, то по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), уже в феврале 2020 г. мировые экономические потери фактически составили 50 млрд долл. [9] (рис. 3).

Рис. 3. Фактические мировые экономические потери в феврале 2020 г., млрд долл.

Во всех странах отмечается рост безработицы. Товаропроизводители, сфера услуг, авиа- и железнодорожный транспорт, нефтяная и газовая промышленность, другие отрасли и сферы деятельности несут убытки. Закрываются предприятия малого и среднего бизнеса. Сокращается производство в крупных компаниях. По данным Российской газеты, в результате пандемии ВВП США может снизиться на 50 %, а безработица вырасти до 30 % [10]. По данным корреспондентов центральных СМИ (ТВ: Россия 1, Россия 24, 1 канал), к началу апреля 2020 г. безработица в Германии и Израиле уже достигла 25 % работающего населения. В России, если учитывать скрытую безработицу, то она также может вырасти до 30 %. В других странах аналогичная ситуация. По данным ООН, полную занятость могут потерять 195 млн человек [11]. Если не корректировать ситуацию и допустить ее развитие по худшему сценарию, то потери мировой экономики непосредственно от COVID-19 могут составить в 2020 году более 2 трлн долл. [12].

Растут потери ВВП и в России, так как остановлены многие предприятия. Наиболее пострадавшими признаны предприятия, связанные со всеми видами перевозок, сферой услуг, досуга, спорта, туризма, гостиничного бизнеса и сферы питания, другие [13]. Для их поддержки предусмотрены налоговые, кредитные, арендные и иные льготы. Соответственно снижаются налоговые и другие поступления в бюджеты всех уровней. При этом растут бюджетные затраты на медицину (перепрофилирование больниц для оказания помощи больным с коронавирусной инфекцией, закупку оборудования, защитной спецодежды, ежемесячную доплату медицинским работникам: врачам – 80 тыс. руб., медсёстрам – 50 тыс. руб., младшему медицинскому персоналу – 25 тыс. руб., и др.); на санитарную обработку улиц, помещений; на социальную поддержку граждан, потерявших работу после 1 марта (ежемесячное пособие по безработице – до 12130 руб. и плюс 3 тыс. руб. на каждого ребёнка), выплату пособий малообеспеченным семьям на детей от 3 до 7 лет и т.д.; выплаты предприятиям, пострадавшим вследствие пандемии и др. В настоящее время государством уже направлены на поддержку экономики и населения страны около 400 млрд рублей. Однако при худшем сценарии развития Россия может потерять от 18 до 30 трлн рублей [3, 14].

Помимо прямых социальных и экономических потерь [15], существенными являются культурные, спортивные и репутационные потери фирм и в целом стран. Эти потери в итоге также приобретают экономическую и социальную составляющие. Особенно сильными могут оказаться потери КНР из-за претензий ряда стран (США и др.) в связи с пандемией. В итоге совокупные потери будут тем больше, чем выше сопротивление и ниже сознательность населения стран, а также компетентность и эффективность их руководства в организации противоэпидемических мероприятий и выхода из пандемии.

В настоящее время страны, в которых эпидемия пошла на спад (Китай, Вьетнам, некоторые страны Европы и др.) начали выходить из карантина и постепенно переходить к определенному оживлению социально-экономической жизни. Однако этот выход будет достаточно длительным и осторожным с сохранением многих ограничений до года и более, а преодоление экономических проблем может потребовать двух и более лет. И население каждой страны должно быть к этому готово.

Для того, чтобы сформировать такую готовность и повысить сознательность населения, руководство каждой страны, региона, муниципального образования, помимо поддержки экономики и граждан, должно вести на высоком профессиональном уровне разъяснительную работу о важности соблюдения ограничительных мероприятий, об опасности новой коронавирусной инфекции и др.; рационально и эффективно проводить организационную работу (выдачу пропусков, регулирование движения граждан и т.д.); пресекать распространение в СМИ, включая соцсети, ложной и непроверенной информации, а также информации, заведомо подстрекающей граждан к неповиновению властям, невыполнению противоэпидемических мероприятий, вызывающей панику и страх. В свою очередь, должны пресекаться также превышение своих полномочий правоохранительными органами и местными властями, неоказание помощи гражданам в связи с обращением в медицинские учреждения по поводу наличия коронавируса и других заболеваний в период пандемии; факты коррупции и спекуляции дефицитными средствами защиты и дезинфекции; коррупционные схемы и другие противоправные или неэффективные действия органов власти и т.д. Должны быть хорошо проработаны планы проведения противоэпидемических мероприятий и поэтапного выхода из пандемии и снятия ограничительных мер для экономики и населения.

Только такое взаимодействие федерального, регионального и местного руководства, иных органов власти с населением позволит минимизировать социальные и финансово-экономические потери благодаря эффективным мерам по предотвращению распространения COVID-19, сочетая их с проведением разъяснительной работы среди населения, обеспечением их медицинской и иной помощью, удовлетворением потребностей в продуктах питания и товарах первой необходимости, поддержанием доходов на необходимом уровне для обеспечения жизнедеятельности и ведения бизнеса, др. Это позволит предотвратить также народное недовольство и протестные настроения в обществе.

Заключение

Таким образом, анализ фактических и возможных социальных, экономических и иных потерь позволяет сделать вывод о том, что ограничительные меры, принимаемые руководством абсолютного большинства стран, включая Россию, не являются избыточными. Это единственно верный способ предотвратить распространение нового достаточно вирулентного коронавируса, отнесенного специалистами ко второму классу опасности (к первому классу относятся чума и некоторые другие особо опасные инфекции). Такие ограничения проверены историческим и современным опытом. От достаточности и эффективности принимаемых мер будет зависеть жизнь и здоровье многих людей. Соответственно необходимо и населению нашей страны относиться к противоэпидемическим требованиям с пониманием и строго следовать им. Но для этого требуется проведение разъяснительной работы со стороны государственных структур о необходимости принятых мер в сочетании с господдержкой населения и экономики страны. Только при таких условиях из данной сложной ситуации можно будет выйти с наименьшими потерями.


Библиографическая ссылка

Щетинина И.В. COVID-19: ТАК ЛИ НЕОБХОДИМЫ ПРИНЯТЫЕ МЕРЫ И КАКИЕ ВОЗМОЖНЫ ПОТЕРИ? // Научное обозрение. Социологические науки. – 2020. – № 1. – С. 1-1;
URL: https://science-sociology.ru/ru/article/view?id=68 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674