Введение. В современном российском обществе идут активные процессы не только повышения социально-правового статуса лиц с инвалидностью, направленные на улучшение уровня и качества их жизни, но и изменяется отношение общества в целом к данной категории граждан. В настоящее время реализуется целый ряд государственных программ по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов с различными видами нозологий, внедряются социальные технологии, направленные на успешную интеграцию их в общество.
В Российской Федерации на 01 января 2021 года проживает 11631 тыс. человек с инвалидностью и лишь 13,9% из них обеспечены трудовой занятостью, а 3,2% являются членами каких-либо общественных организаций и движений [1]. К сожалению, в современном российском обществе лица с инвалидностью являются выключенными из активной экономической, политической и социальной жизни в связи с низким уровнем развития доступной среды, преобладающими негативными общественными стереотипами, несовершенством нормативно-правовой базы.
Положение инвалидов в российском обществе отличается состоянием социальной депривации, отсутствием возможности полноценного взаимодействия и общения, низкая мотивация к участию в социальной активной жизни современного общества. Данная ситуация ставит с одной стороны в стигматизирующее положение лиц с ограниченными возможностями здоровья, а с другой – не позволяет государству и российскому обществу использовать потенциал данной категории населения для решения социально-экономических проблем.
Одним из перспективных и инновационных направлений, обеспечивающих успешную адаптацию и интеграцию лиц с инвалидностью в обществе является инклюзивное волонтерство. Инклюзивное волонтерство является относительно новым для российского общества социальным явлением, позволяющим решать социальные проблемы как самих инвалидов, так и общества в целом.
Цель исследования: выявить проблемы и сформулировать основные тенденции развития инклюзивного волонтерства в современном российском обществе.
Материал и методы исследования. Решение поставленной цели определили выбор следующих методов: анализ теоретических аспектов изучаемой проблемы, обобщение и систематизация опыта развития инклюзивного волонтерства в российском обществе, моделирование и экстраполяция как методы, позволяющие определить проблемы перспективные направления развития инклюзивного волонтерства
Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время в современном российском обществе наблюдаются процессы активной поддержки развития, как волонтёрской деятельности, так и социальной инклюзии. Однако, необходимо учитывать, что это длительный и кропотливый процесс, требующий создания не только нормативно-правовой базы, но и изменения ценностей, установок и стереотипов поведения, начиная от отдельного человека и заканчивая всем государством в целом.
Развитие активной практической деятельности волонтёрских организаций и пропаганда идей добровольчества получают широкое распространение в современном российском обществе. Государство уделяет пристальное внимание формированию системы поддержки добровольческой (волонтёрской) деятельности. Данная политика, наряду с другими факторами, является одним из стимулов к побуждению к волонтёрской деятельности, и, следовательно, к увеличению числа лиц, занимающихся добровольчеством, так по данным аналитической информации сайта «Добро» с 2016 по 2020 гг. количество волонтёров увеличилось с 631 до 760130 тысяч человек (рис. 1) [2].
Рисунок 1. Динамика роста численности волонтёров в Российской Федерации с 2016 по 2020 гг.
В современной науке и практике в настоящее время отсутствуют научные и методические обоснованные подходы к интерпретации понятия «инклюзивное волонтерство». Чаще всего инклюзивное волонтерство рассматривают в двух аспектах. Первый подход определяет инклюзивное волонтерство как добровольческую деятельность людей с инвалидностью, осуществляемую ими самостоятельно либо совместно с людьми без ограничений по здоровью, направленную на помощь людям, окружающей среде и животным, достижение общественно-значимых целей и решений социально-значимых проблем [3].
В ходе такой деятельности человек с инвалидностью не только решает общественно значимые проблемы и задачи, но и приобретает социальные навыки и социальные связи, которые помогают ему справляться с собственными сложностями, способствуют социальной и трудовой адаптации и как главный результат – включение людей с инвалидностью в общество.
Второй подход рассматривает лиц с инвалидностью как основной объект волонтерской деятельности, получателем помощи и поддержки волонтеров. В данной деятельности принимают участие люди как с физическими нарушениями здоровья (лица с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, с нарушением слуха, с нарушением речи), так и с ментальными нарушениями, и с расстройством психологического развития.
Инклюзивное волонтерство подразумевает специально созданную и обученную группу волонтеров, ведущую работу с людьми с инвалидностью, направленную на их успешную интеграцию, адаптацию и социальную реабилитацию в обществе
В современной российской практике наибольшее распространение получает именно первый подход, который рассматривает инклюзивное волонтерство как общественно полезную деятельность осуществляемая путем личного выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения, осуществляемая лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Основополагающим принципом инклюзивного волонтерства является признание ценности человека с ограниченными возможностями здоровья как активного участника социальных отношений и взаимодействия. В данной ситуации человек с ограниченными возможностями здоровья переходит от пассивной позиции получателя социальной помощи в субъектную позицию активного участника социальных событий и процессов.
Вместе с тем, инклюзивное волонтерство имеет целый ряд отличительных особенностей:
? необходимость организационного и психолого-педагогического сопровождения, вызванная наличием у лиц с инвалидностью ограничений в состоянии здоровья;
? необходимость обучения волонтёров (в том числе и сверстников без ограничений в состоянии здоровья) навыкам эффективного взаимодействия с лицами имеющие различные виды ограничений в состоянии здоровья;
? недостаточное количество волонтёрских вакансий, доступных для людей с инвалидностью;
? необходимость дополнительного финансирования в связи с необходимостью созданию особых условий для лиц с различными видами нарушений в состоянии здоровья.
В настоящее время основным ресурсом развития инклюзивного волонтерства в нашей стране выступают образовательные учреждений и волонтёрские организации, которые реализуют различные проекты и программы, в основном за счёт грантовой поддержке различных фондов и спонсорской помощи организаций [4].
Одним из событий, оказавшим значительное влияние на развитие отечественного инклюзивного волонтерства являются XXII Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры в Сочи 2014 года. Общее количество людей с инвалидностью, которые стали волонтерами Игр в Сочи в 201 году, составило более 100 человек. Волонтеры с инвалидностью выполняли разнообразные функции: встречали и провожали гостей в аэропорту и транспортных хабах, оформляли и выдавали аккредитационные карты, работали на информационных стойках, проверяли билеты, направляли зрителей и делали многое другое [5].
Важную роль в становлении российского инклюзивного добровольчества сыграло движение «Абилимпикс», миссией которого выступает содействие профориентации, мотивации, социализации, качественному образованию и успешному трудоустройству людей с инвалидностью, и, в особенности, его волонтерская программа, возводящая в приоритет участие в ней людей с ограниченными возможностями здоровья. Движение развивается в России с 2014 года и в его рамках во всех регионах страны созданы волонтерские центры «Абилимпикс». Ключевое значение в популяризации добровольческой деятельности лиц с инвалидностью имело так же создание в 2013 и регистрация в 2014 году в Самаре региональной молодежной общественной организации «Инклюзивный клуб добровольцев».
В 2020 г. в г. Москва была проведена «Школа инклюзивного волонтёрства», участниками, которой стали 127 человек, из которых больше 80% имели инвалидность. Благодаря проведённой работе, инклюзивные волонтёры помогли 86290 людям и организовали 32 благотворительных мероприятия.
Исследование социального потенциала включения людей с инвалидностью в волонтерскую деятельность, проведенное группой исследователей в 2018 году, показывает, что группа инвалидности, хоть и влияет на степень включенности в добровольческие практики, но даже нерабочая группа не является однозначным препятствием для волонтерской деятельности. Так, согласно полученным данным, наличие III группы не помешало заниматься добровольческой деятельностью 72% опрошенных в ходе исследования; наличие II группы инвалидности – 23% из тех, кто имеет опыт волонтерства; и даже I группа позволила 5% респондентов заниматься добрыми делами и помогать тем, кто в этом нуждается [5].
Основными формами участия лиц с инвалидностью в волонтёрском движения сегодня являются: оказание консультативной помощи по телефону, участие в роли спикеров и организаторов в различных мероприятиях, на информационных площадках и формах, распространение печатной продукции, организация благотворительных акций.
Вместе с тем, следует отметить, что наибольшим потенциалом в области развития инклюзивного волонтерства как эффективного механизма социальной интеграции и реализации являются учреждения социального обслуживания. Именно данные учреждения контролируют работу и способны вовлечь лиц с инвалидностью в деятельность, связанную с оказанием помощи семьям, которые находятся в социально опасном положении, детям и подросткам с девиантными формами поведения, консультирование, сопровождение и обучение различных категорий граждан.
Очень часто ограничения в состоянии здоровья приводят к затруднению конструктивной коммуникации и взаимодействия, наличию проблем в процессе удовлетворения как личностных, так и профессиональных потребностей. Другой, не менее важной проблемой лиц с инвалидностью является рассогласование личностных ожиданий и ориентаций с требованиями профессиональной и социальной среды. В этой связи участие в волонтёрской деятельности для лиц с инвалидностью выступает важным механизмом успешной профессиональной адаптации и профессионального развития [6].
Инклюзивное волонтерство обладает рядом преимуществ как для лиц с инвалидностью, так и здоровых сверстников. Для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья инклюзивное волонтерство это, прежде всего:
? важнейший элемент самоактуализации и самореализации лиц с инвалидностью;
? условие для развития социально значимых коммуникативных навыков и компетенций, в том числе работать в команде и взаимодействовать с другими;
? мотивационный стимул для подражания для лиц с инвалидностью, ведущих пассивный образ жизни;
? способ обретения профессионально важных качеств и компетенций, необходимых для успешной профессиональной самореализации;
? условие успешной трудовой занятости;
? способ преодоления зависимой психологической позиции.
Основными преимуществами участия в инклюзивном волонтерстве сверстников без ограничения в состоянии здоровья являются:
? формирование социально значимых ценностей и установок;
? формирование толерантного отношения к лицам с инвалидностью;
? снятие стигматизирующих барьеров в отношении лиц с инвалидностью, негативных стереотипов и установок;
? приобретение опыта взаимодействия с лицами с различными видами нарушений в состоянии здоровья.
В настоящий момент инклюзивное волонтерство в России продолжает развиваться, однако темпы этого развития далеки от оптимальных. В качестве основных барьеров, препятствующих более широкому вовлечению людей с ограниченными возможностями здоровья, выступают следующие факторы:
? наличие большого количества барьеров, вызванных стигматизацией лиц с инвалидностью в современном российском обществе;
? распространение в обществе негативных стереотипов в отношении инвалидов как лиц, неспособных вести самостоятельный и активный образ жизни, быть равными участниками социальных отношений;
? низкий уровень доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, в том числе и недостаточный объем информации о возможности участия лиц с инвалидностью в социально-значимых событиях российского общества;
? низкий уровень социальной активности и мотивации лиц с ограниченными возможностями здоровья к общественной деятельности;
? отсутствии специализированных программ, направленных на развитие инклюзивного волонтерства, имеющих соответствующее законодательное и финансовое обеспечение.
Выводы: Инклюзивное волонтерство в современном обществе обладает огромным потенциалом как в области повышения уровня и качества жизни лиц с инвалидностью, успешной их интеграции в общество, так и в области духовно-нравственно развития нашего общества. Решение проблемы распространения инклюзивного волонтерства требует межведомственного, комплексного подхода и системной поддержки со стороны государства и институтов гражданского общества. Основными направления поддержки и развития инклюзивного волонтерства в российском обществе должны стать:
1. Повышение доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения;
2. Развитие социального партнёрства в области инклюзивного волонтерства, повышение социальной ответственности бизнеса в области предоставления волонтёрских вакансий для данной группы населения;
3. Проведение информационных кампаний, направленный на популяризацию эффективных практик инклюзивного волонтерства, повышение его престижа, снятию негативных установок и предубеждений;
4. Подготовка квалифицированных наставников-инструкторов, способных к оказанию эффективной помощи и поддержки волонтёров с различными видами нарушений в состоянии здоровья на различных этапах участия в волонтёрской деятельности.
5. Создание региональной сети ресурсных центров, ориентированных на поддержку реализации социальных программ инклюзивного волонтерства, обобщению и систематизацию лучших практик, оказание методической поддержки организаторам и специалистам инклюзивных волонтёрских центров.